Через тернии к звездам
Кроме известной картины Леонардо да Винчи Мадонна в скалах, находящегося в лондонской Национальной галерее, существуете еще несколько ее старинных копий и воспроизведений. Из них, прежде всего, нужно отметить копию Мадонны в скалах, приобретенную в 1897 г. г-ном Шерами на распродаже в Плесси-Бельер. По словам Мюнтца, копия эта является очень замечательной, хотя многие ее детали потускнели и были потом подправлены как, например, руки обоих детей, а также ноги младенца Христа. В глубине картины, налево, между скалами, отчетливо виден купол Флорентийского собора. Другие копии имеются в музее Нанта (y консула Вебера в Гамбурге). В Неаполитанском музее имеется очень свободный и весьма несовершенный вариант “Мадонны в скалах”, приписываемый Никколо дель Аббате. Старинная копия этой картины, на холсте, принадлежит г-же Chaix d'Est-Ange, в Париже. Копия, приписываемая Чезаре да Сесто, фигурировала на распродаже в 1888 г. в Генуе. Другая, частичная копия с воспроизведением одной только центральной группы, входила и коллекцию английского торговца картинами Coesvelt'a. Кроме того, в коллекции Шлихтинга имеется Мадонна с младенцем, по-видимому Иоанном, очевидно, из школы Леонардо да Винчи, напоминающая отдельными чертами Мадонну в скалах. Следует еще отметить прошумевшую в последние годы копию с “Мадонны в скалах”, находящуюся в Аффорийской церкви, близ Милана.
25 апреля 1483 года к художнику обратились члены местного братства Непорочного Зачатия с просьбой написать картину для алтаря часовни. Очевидно, это был первый живописный заказ Леонардо в Милане. Герцог Сфорца, на службу к которому флорентиец поступил, поначалу использовал его таланты в основном для устроения дворцовых празднеств. Впрочем, Леонардо занимался этим не без удовольствия – тут был простор для фантазии и возможность осуществлять свои инженерные проекты.
Живопись для Леонардо была тоже полем для эксперимента. Выполняя заказ Братства, он использовал изобретенную им технику сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которая отныне стала характерной чертой его живописи. Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в природе, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает воображение. Итальянец советовал ученикам упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь.
Дымка окутывает фигуры Марии, двух младенцев – Иисуса и Иоанна - и Ангела. Лицо Ангела не мужское и не женское. Художник написал лицо бесполого существа, какими, очевидно, и дожны быть ангелы. Пейзаж, открывающийся за Марией, кажется фантастическим. Но сам Леонардо утверждал, что живопись это наука. Как видно из рисунков того времени, он занимался исследованием геологических явлений и растений. Свои познания он перенес и на картину. Можно определить вид изображенных здесь растений. Леонардо даже передал их свойство поворачиваться вслед за солнцем.
Существует еще одна картина «Мадонна в скалах», написанная позже (она хранится в Лондоне). Полагают, ее появление связано вот с чем. Леонардо весьма плохо вел свои денежные дела. Он часто просрочивал заказ, за что должен был платить большие неустойки из тех денег, которые ему выдавали во время работы. Но он тратил их всегда быстрее, чем заканчивал картину и штрафы платить не мог. В результате за ним тянулся длинный шлейф жалоб и судебных исков. Но ему везло: неизменно появлялся благодетель, обычно, его следующий покровитель, который оплачивал его долги. Так произошло и в этот раз. Покровителем оказался французский король Людовик ХII. В благодарность Леонардо подарил ему первый вариант «Мадонны в скалах». А для часовни он или его ученики сделали копию.