Церковный праздник сегодня
|
Послание к римлянам
|
Глава 21 Поэтому нет у тебя извинения, о человек судящий, кто бы ты ни был, ибо, судя другого, ты себя осуждаешь; ибо делаешь то же самое ты, судящий. 2 А мы знаем, что суд Божий на делающих таковое согласен с истиной. 3 И ты на то рассчитываешь, о человек, который судишь делающих таковое и сам то же творишь, что ты избежишь суда Божия? 4 Или ты пренебрегаешь богатством благости Его и незлобием и долготерпением, не зная, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но по ожесточению твоему и нераскаянному сердцу ты накапливаешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия. 6 Он воздаст каждому по делам его: 7 жизнь вечную – ищущим, с постоянством в делании добра, славы и чести и нетления; 8 самовольным же и непослушным истине, но покоряющимся неправде – гнев и ярость. 9 Скорбь и теснота на душу каждого человека, делающего злое: как Иудея, первого, так и Еллина. 10 Слава же и честь и мир – каждому делающему доброе: как Иудею, первому, так и Еллину. 11 Ибо нет лицеприятия у Бога. 12 Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены. 13 Ибо не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона оправданы будут – 14 ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон: 15 они показывают, что дело Закона написано в сердцах их: о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая, – 16 в тот день, когда будет судить Бог сокровенное людей по Евангелию моему чрез Иисуса Христа. 17 Если же ты именуешься Иудеем и полагаешься на Закон, и хвалишься Богом, 18 и знаешь волю Его и различаешь превосходнейшее, научаясь из Закона, 19 и уверен, что ты путеводитель слепых, свет для ходящих во тьме, 20 наставник неразумных, учитель младенцев, имеющий выражение знания и истины в Законе, – 21 и вот ты, который учишь другого, себя самого не учишь: проповедуешь не красть – и крадёшь; 22 говоришь не прелюбодействовать – и прелюбодействуешь; гнушаешься идолов – и грабишь их храмы! 23 Ты, который хвалишься Законом, преступлением Закона бесчестишь Бога! 24 Ибо имя Божие из-за вас в поношении между язычниками, как написано. 25 Ибо и обрезание приносит пользу, если ты исполняешь Закон: если же ты – преступник Закона, обрезание твое стало необрезанием. 26 Поэтому, если необрезанный исполняет предписания Закона, необрезание его не вменится ли в обрезание? 27 И необрезанный по естеству, исполняющий Закон, осудит тебя, преступника Закона при Писании и обрезании. 28 Ибо Иудей не тот, кто по виду Иудей, и обрезание не то, что видимо на плоти; 29 но тот Иудей, кто в сокровенности Иудей, и обрезание сердца – в духе, не по букве. И похвала его – не от людей, но от Бога. Глава 31 Итак, в чём же преимущество Иудея, или какая польза от обрезания? 2 Великое преимущество во всех отношениях, и прежде всего в том, что им вверены слова Божии. 3 Ибо что же? Если некоторые неверны были, неверность их упразднит ли верность Божию? 4 Отнюдь нет. Но Бог да будет истинен, всякий же человек лжец, как написано: Чтобы Ты оправдан был в словах Твоих и победил, когда судили бы Тебя. 5 Если же неправда наша являет Божию праведность, что скажем: неужели неправеден Бог, наводящий Свой гнев? Я говорю по человечеству. 6 Отнюдь нет. Как же тогда будет Бог судить мир? 7 Но если моей ложью истина Божия преизобиловала во славу Его, за что же я еще судим, как грешник? 8 И как злословят нас, и как некоторые утверждают, что мы это говорим, – будем делать зло, чтобы вышло добро. Этих осуждение справедливо. 9 Итак, что же? Имеем ли мы превосходство? Нет, не имеем. Ибо мы уже произнесли суд, что, как Иудеи, так и Еллины – все под грехом, 10 как написано: Нет праведного ни одного, 11 нет разумеющего, никто не ищет Бога; 12 все сбились с пути, разом пришли в негодность; нет творящего доброе, нет ни одного. 13 Гортань их – открытый гроб, языками своими они обманывали. Змеиный яд у них под губами. 14 Уста их полны проклятия и горечи. 15 Ноги их быстры на пролитие крови, 16 разрушение и бедствие на путях их, 17 и пути мира они не познали. 18 Нет страха Божия пред очами их. 19 Но мы знаем, что то, что Закон говорит, он говорит к находящимся под Законом, так чтобы всякие уста были заграждены и весь мир стал виновен пред Богом, – 20 потому что делами Закона не будет оправдана пред Ним никакая плоть: ибо чрез Закон – познание греха. 21 Но теперь, помимо Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки, 22 – праведность Божия чрез веру в Иисуса Христа для всех верующих; ибо нет различия. 23 Ибо все согрешили и лишены славы Божией, 24 будучи оправдываемы даром, по Его благодати, чрез искупление, которое во Христе Иисусе. 25 Его поставил Бог в умилостивление кровью Его чрез веру к показанию праведности Его – при невменении прошлых грехов, 26 в долготерпении Божием, – для показания праведности Его в настоящее время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. 27 Итак, где же похвала? Исключена раз навсегда. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. 28 Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, помимо дел Закона. 29 Или Бог – Иудеев только? Не Он ли и язычников? Да, и язычников, – 30 если действительно Бог един, Он, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31 Итак, упраздняем ли мы Закон верою? Отнюдь нет, но Закон утверждаем. Глава 41 Что же, скажем, обрёл Авраам, праотец наш по плоти? 2 Ибо, если Авраам был оправдан делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 3 Ибо что Писание говорит? Но поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность. 4 Делающему не зачитывается плата по благодати, но по долгу; 5 а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, зачитывается в праведность его вера, 6 как и Давид называет блаженным человека, которому Бог зачитывает праведность помимо дел. 7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; 8 блажен муж, чьего греха Господь не зачтёт. 9 Итак, ублажение это к обрезанным относится или к необрезанным? Ибо мы говорим: Аврааму вера была зачтена в праведность. 10 Как же была зачтена? По обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11 И знамение обрезания он получил, как печать праведности по вере, которую имел в необрезании, чтобы быть ему отцом всех верующих в необрезании, чтобы зачтена была им праведность, 12 и отцом обрезанных для тех, которые не только имели обрезание, но и шли по стопам веры отца нашего Авраама, которую он имел в необрезании. 13 Ибо не чрез Закон обещание Аврааму, или семени его, быть наследником мира, но чрез праведность по вере. 14 Ибо если имеющие Закон – наследники, тщетна вера и бездейственно обещание; 15 ибо Закон производит гнев; а где нет Закона, нет и преступления. 16 Вследствие этого – по вере, чтобы было по благодати для обеспечения обещания всему, не только в Законе, но и по вере семени Авраама, который есть отец всем нам, 17 как написано: Я поставил тебя отцом многих народов, отцом пред Богом, Которому он поверил, животворящим мёртвых и призывающим из небытия в бытьё. 18 Он, вопреки надежде, с надеждою поверил, так что стал отцом многих народов, согласно сказанному: так будет семя твое. 19 И он не изнемог в вере, и посмотрел на свое тело омертвелое – будучи около ста лет от роду – и на омертвение утробы Сарры, 20 но не поколебался в обещании Божием неверием, но был укреплён в вере, воздав славу Богу 21 и будучи убеждён, что Он силен и исполнить то, что обещал. 22 Потому и было зачтено ему в праведность. 23 А что зачтено было ему, написано не ради его одного, 24 но и ради нас, кому будет зачитываться: верующим в Того, Кто воздвиг из мёртвых Иисуса, Господа нашего, 25 Который предан был за согрешения наши и воздвигнут для оправдания нашего. |
Глава 51 Итак, будучи оправданы по вере, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, 2 чрез Которого верою и получили мы доступ к этой благодати, в которой стоим и хвалимся в надежде на славу Божию. 3 И не только это, но и хвалимся скорбями, зная, что скорбь вырабатывает терпение, 4 а терпение – опытность, а опытность – надежду, 5 а надежда не постыжает, потому что в сердцах наших – любовь Божия, излившаяся на нас чрез Духа Святого, данного нам. 6 Ибо к тому же Христос, когда мы были еще немощны, в установленное время умер за нечестивых. 7 Ведь едва ли кто умрёт за праведного. Может быть за кого-нибудь доброго кто-то и дерзает умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда еще мы были грешниками. 9 Поэтому, оправданные теперь кровью Его, мы тем более будем чрез Него спасены от гнева. 10 Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его, – тем более, примирённые, будем мы спасены в жизни Его. 11 И не только это, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого мы теперь получили примирение. 12 Поэтому, как чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили... 13 Ибо до Закона грех был в мире, но грех не вменяется, если нет Закона. 14 Но от Адама до Моисея смерть царствовала и над не согрешившими на подобие преступления Адама, который есть прообраз Имеющего придти. 15 Но не так, как грех – дар благодати: ибо если грехом одного многие умерли, тем более благодать Божия и дар по благодати этого одного Человека, Иисуса Христа, во многих преизобиловали. 16 И не так, как чрез одного согрешившего – дар: ибо суд за один грех – к осуждению, а дар благодати – от многих грехов к оправданию. 17 Ибо если грехом одного смерть царствовала чрез этого одного, – тем более получающие обилие благодати и дара праведности будут царствовать в жизни чрез одного Иисуса Христа. 18 Следовательно, как чрез один грех – во всех людях к осуждению, так и чрез одно дело праведное – во всех людях к оправданию жизни. 19 Ибо как чрез непослушание одного человека грешными стали многие, так и чрез послушание Одного праведными станут многие. 20 Закон же пришел после, чтобы умножился грех; но где умножился грех, явилась преизобильнейшая благодать, 21 чтобы, как царствовал грех в смерти, так и благодать царствовала чрез праведность к жизни вечной чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Глава 61 Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? 2 Отнюдь нет. Мы, которые умерли греху, как будем еще жить в нем? 3 Или вы не знаете, что все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены? 4 Итак мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мёртвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. 5 Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек был распят с Ним, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха; 7 ибо умерший свободен от греха. 8 Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, восстав из мёртвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти. 10 Ибо, что Он умер, то умер раз навсегда греху, а что живет, то живет Богу. 11 Так и вы считайте, что вы мёртвы греху, но живы Богу во Христе Иисусе. 12 Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы слушаться вам похотей его; 13 и не предавайте членов ваших греху, в орудия неправды, но предавайте себя Богу, как живых из мёртвых, и члены ваши – в орудия праведности Богу. 14 Ибо грех не будет над вами господствовать: вы ведь не под Законом, но под благодатью. 15 Итак, что же? Станем ли мы грешить, потому что мы не под Законом, но под благодатью? Отнюдь нет. 16 Не знаете ли вы, что кому вы предаете себя как рабы в послушание, того вы и рабы, кого слушаетесь, будь то греха к смерти, или послушания к праведности? 17 Но, благодарение Богу, что были вы рабы греха, но стали от сердца послушны тому образу учения, которому вы были преданы. 18 А будучи освобождены от греха, вы были порабощены праведности. 19 По человечеству говорю, ради немощи плоти вашей. Как вы предали члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию и впали в беззаконие, так теперь предайте члены ваши в рабы праведности к освящению. 20 Ибо когда вы были рабами греха, вы были свободны от праведности. 21 Какой же плод имели вы тогда? дела, которых вы теперь стыдитесь, ибо конец их – смерть. 22 Но теперь, освобождённые от греха и отданные в рабство Богу, вы имеете плод к освящению и имеете конец – жизнь вечную. 23 Ибо плата за грех – смерть, а дар благодати Божией – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Глава 71 Или вы не знаете, братья, (ибо говорю знающим Закон), что Закон имеет власть над человеком, пока человек жив? 2 Ибо замужняя женщина к живому мужу привязана Законом; если же умрет муж, она свободна от закона мужа. 3 Следовательно при живом муже она будет называться прелюбодейцею, если станет женой другого мужа; если же умрет муж, она свободна от закона, так что она не прелюбодейца, став женой другого мужа. 4 Поэтому и вы, братья мои, были преданы смерти для Закона чрез тело Христово, дабы принадлежать вам Другому, из мёртвых Воскресшему, чтобы принесли мы плод Богу. 5 Ибо, когда мы были во плоти, страсти греховные, вызываемые Законом, действовали в членах наших, чтобы плод принести смерти. 6 Но теперь мы были освобождены от Закона, умерши для него, которым мы были связаны, чтобы служить нам в обновлении духа, а не в ветхости буквы. 7 Что же скажем? Закон – грех? Отнюдь нет. Но я познал грех не иначе, как чрез Закон. Ибо я и пожелания не познал бы, если бы Закон не говорил: "не пожелай". 8 Но, найдя предлог, грех чрез заповедь произвёл во мне всякое пожелание; ибо без Закона грех мёртв. 9 Я жил некогда без Закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, 10 а я умер, и заповедь к жизни она-то стала мне к смерти; 11 ибо грех, найдя предлог, обманул меня чрез заповедь и убил чрез неё. 12 Потому Закон свят, и заповедь свята, и праведна и добра. 13 Итак, добро стало для меня смертью? Отнюдь нет. Но стал ею грех, чтобы был явлен как грех, причиняя мне смерть чрез добро, чтобы грех чрез заповедь стал грешным выше всякой меры. 14 Ибо мы знаем, что Закон духовен, а я плотян, продан под власть греха. 15 Я ведь не знаю, что совершаю; ибо не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то творю. 16 Если же творю то, чего не хочу, я соглашаюсь с Законом, что он добр. 17 Но тогда уже это не я совершаю, но живущий во мне грех. 18 Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; ибо желать я могу, но совершать добро – нет. 19 Ибо я творю не то доброе, которое хочу, но злое, которого не хочу, это делаю. 20 Если же я делаю то, чего не хочу, то уже не я это совершаю, но живущий во мне грех. 21 Итак, я нахожу закон: когда хочу творить доброе, мне предлежит злое. 22 Ибо я услаждаюсь Законом Божиим во внутреннем человеке, 23 но вижу иной закон в членах моих, который воюет с законом ума моего и делает меня пленником закона греха, который в членах моих. 24 Несчастный я человек, кто меня избавит от этого тела смерти? 25 Благодарю Бога чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, сам я умом служу Закону Божию, а плотью закону греха. Глава 81 Итак, нет теперь никакого осуждения для тех, которые во Христе Иисусе. 2 Ибо закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. 3 Ибо по невозможности Закона, бессильного по вине плоти, Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех во плоти для того, 4 чтобы праведность, предписанная Законом, была исполнена в нас, не по плоти ходящих, но по духу. 5 Ибо живущие по плоти помышляют о плотском, а по духу – о духовном. 6 Ибо помышление плоти – смерть, а помышление духа – жизнь и мир, 7 потому что помышление плоти есть вражда к Богу, ибо Закону Божию оно не подчиняется, да и не может. 8 Те же, кто во плоти, Богу угодить не могут. 9 Но вы не во плоти, но в духе, если действительно Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его. 10 Если же Христос в вас, то тело мертво чрез грех, но дух есть жизнь чрез праведность. 11 Если же Дух Того, Кто воздвиг Иисуса из мёртвых, живет в вас, то Воздвигший из мёртвых Христа Иисуса оживотворит и смертные тела ваши Духом Своим, живущим в вас. 12 Значит, братья, мы должники не плоти, чтобы по плоти жить. 13 Ибо если вы по плоти живёте, вам предстоит умереть; если же духом умерщвляете дела тела, будете жить. 14 Ибо Духом Божиим водимые, все – сыны Божий. 15 Ибо вы не приняли духа рабства, снова к страху, но приняли дух усыновления, которым взываем: Авва, Отче! 16 Сам Дух свидетельствует с духом нашим, что мы – дети Божий. 17 Если же дети, то и наследники: наследники Божий, сонаследники же Христовы, если мы действительно с Ним страдаем, чтобы с Ним же и быть прославленными. 18 Ибо я полагаю, что страдания нынешнего времени несравнимы с тою славою, которой предстоит открыться в нас. 19 Ибо тварь ждет с напряжением откровения сынов Божиих. 20 Ибо тварь была подчинена суете не по своей воле, но ради подчинившего её в надежде, 21 потому что тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо мы знаем, что вся тварь вместе стонет и мучится родами доныне. 23 Более того, имея и сами начаток Духа, мы стонем и сами в себе, ожидая усыновления, искупления тела нашего. 24 Ибо мы были спасены в надежде. Но надежда, когда её видят, не есть надежда: ибо, если кто что видит, чего ему и надеяться? 25 Если же мы надеемся на то, чего не видим, мы ожидаем в терпении. 26 А также и Дух помогает немощи нашей: ибо о чём нам молиться, как надлежит, мы не знаем, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. 27 И Испытующий сердца знает, о чём помышление Духа, потому что Он ходатайствует за святых, как угодно Богу. 28 А мы знаем, что любящим Бога, призванным по предустановлению, Он во всём содействует ко благу, 29 потому что кого Он предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы быть Ему первородным между многими братьями, 30 а кого предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. 31 Что же мы скажем на это? Если Бог за нас, кто против нас? 32 Тот, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как вместе с Ним не дарует нам и всего? 33 Кто станет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывающий? 34 Кто осудит? Христос Иисус, умерший, но и восставший? Он, Который пребывает по правую сторону Бога? Он, Который и ходатайствует за нас? 35 Кто нас отлучит от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность или меч? 36 Как написано: За Тебя умерщвляют нас целый день, сочли нас за овец, обречённых на заклание. 37 Но во всём этом мы торжествуем победу чрез Возлюбившего нас. 38 Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, 39 ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не сможет нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Глава 91 Истину говорю во Христе, не лгу: свидетельствует со мною совесть моя в Духе Святом, 2 что великая у меня печаль и непрекращающаяся боль в сердце моем. 3 Ибо хотел бы я сам быть "анафема", отлучённым от Христа, ради братьев моих, сродников моих по плоти. 4 Они Израильтяне; им принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законодательство, и богослужение и обещания; 5 их – отцы, и от них Христос по плоти, Он – над всеми Бог, благословенный вовеки, аминь. 6 Но не то, чтобы слово Божие потеряло силу. Ибо кто – от Израиля, не все они – Израиль. 7 И то, что они семя Авраамово, не значит, что все они – дети; но: в Исааке будет наречено тебе семя. 8 То есть, не все эти плотские дети – дети Божий, но дети обещания считаются семенем. 9 Ибо это слово есть слово обещания: в это время Я приду и будет у Сарры сын. 10 И не только, но и Ревекка, от одного имевшая семя, от Исаака, отца нашего. 11 Ибо когда они еще не были рождены и не сделали ничего доброго или злого – для того, чтобы предустановление Божие, по избранию, пребывало в силе, 12 не от дел, но от Призывающего, – было сказано ей: больший будет рабом меньшего, 13 как написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. 14 Что же скажем? Неужели у Бога неправда? Отнюдь нет. 15 Ибо Моисею Он говорит: Я помилую того, кого милую, и пожалею того, кого жалею. 16 Значит, дело не в том, кто хочет и стремится, но в милующем Боге. 17 Говорит же Писание Фараону: для того самого Я воздвиг тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле. 18 Значит Он, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает. 19 Ты мне скажешь: что же Он еще укоряет? Ибо кто когда противостал Его воле? 20 О человек, кто же ты пререкающийся с Богом? Изваяние скажет ли ваятелю, почему ты меня сделал так? 21 Или не имеет власти горшечник над глиной сделать из одной и той же смеси один сосуд для почётного употребления, другой – для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, переносил с великим долготерпением сосуды гнева, изготовленные для гибели, 23 чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он предуготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников. 25 как Он и Осии говорит: Не-Мой народ назову Моим народом, и не-возлюбленную – возлюбленной; 26 И будет: на том месте, где было сказано им: "вы – не Мой народ", там они названы будут сынами Бога живого. 27 Исаия же взывает об Израиле: Если будет число сынов Израилевых, как песок морской, остаток будет спасён; 28 ибо слово Свое до конца и без промедления совершит Господь на земле. 29 И как предсказал Исаия: Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, мы стали бы как Содом и были бы уподоблены Гоморре. 30 Что же скажем? Скажем, что язычники, не стремившиеся к праведности, достигли праведности: праведности по вере; 31 а Израиль, стремившийся к Закону праведности, до Закона не дошёл. 32 Почему? Потому что он искал его не в вере, а в делах. Они преткнулись о камень преткновения, 33 как написано: Вот, Я полагаю в Сионе камень преткновения и скалу соблазна, и верующий в Него не будет посрамлён. Глава 101 Братья, желание моего сердца и молитва к Богу о них – во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что ревность о Боге они имеют, но не по разумению. 3 Ибо, не зная Божией праведности и стремясь утвердить собственную праведность, они праведности Божией не подчинились. 4 Ибо конец Закона – Христос, к праведности каждого верующего. 5 Ибо Моисей пишет о праведности по Закону, что человек, исполнивший её, жив будет ею. 6 А праведность по вере говорит так: не говори в сердце своем: "кто взойдет на небо?" – чтобы Христа свести. 7 Или: "кто сойдет в бездну?" – чтобы Христа из мёртвых возвести. 8 Но что она говорит? "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем" – слово, которое мы проповедуем. 9 Потому что, если ты исповедаешь устами твоими Иисуса Господом и уверуешь сердцем, что Бог воздвиг Его из мёртвых, ты будешь спасён. 10 Ибо сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11 Говорит же Писание: всякий верующий в Него не будет посрамлён. 12 Ибо нет различия между Иудеем и Еллином: ведь Один и Тот же Господь всех, богатый для всех, призывающих Его, 13 Ибо всякий, кто бы ни призвал имя Господне, будет спасён. 14 Как же им призвать Того, в Кого не уверовали? И как им уверовать в Того, о Ком не слышали? И как им услышать без проповедующего? 15 И как им проповедать, не будучи посланными? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих благое. 16 Но не все послушались Евангелия. Ибо Исаия говорит: Господи, кто поверил проповеди нашей? 17 Итак, вера – от проповеди, а проповедь – чрез слово о Христе. 18 Но говорю: разве они не слышали? Напротив: Во всю землю прошел голос их и до пределов вселенной слова их. 19 Но говорю: разве Израиль не знал? Моисей первый говорит: Я возбужу в вас ревность не-народом, народом несмысленным раздражу вас. 20 И Исаия дерзновенно говорит: Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим Меня. 21 К Израилю же Он говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непокорному и строптивому. Глава 111 Итак я говорю: неужели Бог отверг народ Свой? Отнюдь нет. Ибо и я Израильтянин от семени Авраамова, колена Вениаминова. 2 Не отверг Бог народа Своего, который Он предузнал. Или вы не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он обвиняет Израиля пред Богом: 3 Господи, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили, и я остался один и ищут душу мою. 4 Но что говорит ему Божий ответ? Я соблюл Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом. 5 Так же точно в нынешнее время есть, по избранию благодати, остаток. 6 Если же благодатию, то уже не по делам, потому что иначе благодать уже перестает быть благодатью. 7 Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг. Избранные же достигли, а прочие были ожесточены, 8 как написано: Дал им Бог дух нечувствия, глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать до сегодняшнего дня. 9 И Давид говорит: Да будет трапеза их западней и сетью и петлей и воздаянием для них. 10 Да будут помрачены глаза их, чтобы не видеть, и хребет их навсегда согни. 11 Итак я говорю: до того ли они преткнулись, что и упали? Отнюдь нет. Но в их преткновении – спасение язычникам, чтобы вызвать ревность в них. 12 Если же преткновение их – богатство мира, и поражение их – богатство язычников, – то насколько более полнота их. 13 Вам говорю, язычникам: как апостол язычников, служение мое я прославляю: 14 не возбужу ли я ревность в братьях моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? 15 Ибо, если отвержение их – примирение мира, что будет принятие их, как не жизнь из мёртвых. 16 Если же начаток свят, то и тесто: и если корень свят, то и ветви. 17 Если же некоторые из ветвей были отломлены, и ты, будучи дикой маслиной, был привит между ветвями и стал общником тучного корня маслины, – 18 то не превозносись перед ветвями; если же превозносишься, – знай, не ты корень носишь, но корень тебя. 19 Ты скажешь: отломлены были ветви для того, чтобы я был привит. 20 Хорошо. Они были отломлены по неверию, а ты держишься верою. Не думай высоко о себе, но бойся. 21 Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то и тебя не пощадит. 22 Итак, учти благость и строгость Бога: к павшим строгость, но к тебе благость Бога, если будешь пребывать в Его благости, потому что иначе и ты будешь отсечён. 23 Но и те, если не пребудут в неверии, будут привиты: ибо силен Господь снова привить их. 24 Ибо, если ты был отсечён от дикой по природе маслины и, вопреки природе, привит к благородной маслине, тем более эти природные будут привиты к своей маслине. 25 Ибо я не хочу, братья, чтобы вы оставались в неведении об этой тайне (полагаясь на свой собственный ум), – что ожесточение постигло часть Израиля до тех пор, пока не войдет полнота язычников, 26 и так весь Израиль будет спасён, как написано: 27 Придет от Сиона Избавитель, отвратит нечестие от Иакова. И это им от Меня завет, когда Я удалю грехи их. 28 По смыслу Евангелия, они враги ради вас; но по смыслу избрания, они возлюбленные ради отцов; 29 ибо непреложны дары и призвание у Бога. 30 Ибо, как вы некогда не послушались Бога, теперь же помилованы по их непослушанию, – 31 так и они теперь не послушались для того, чтобы быть и им помилованными той милостью, которая оказана вам. 32 Ибо Бог заключил всех в непослушание, дабы всех помиловать. 33 О глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! 34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? 35 Или кто дал Ему заранее с тем, чтобы было ему возмещено? 36 Потому что всё – от Него и чрез Него и для Него. Ему слава вовеки, аминь. Глава 121 Итак, призываю вас, братья, милосердием Божиим предать тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу: духовное служение ваше; 2 и не применяйтесь к веку сему, но преображайтесь обновлением ума, дабы испытывать вам, что есть воля Божия: добрая и благоугодная и совершенная. 3 Ибо по благодати, данной мне, говорю каждому из вас: не мыслить о себе больше, чем должно мыслить, но, мысля, достигать здравомыслия по мере веры, какую Бог уделил каждому. 4 Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же назначение, – 5 так мы многие составляем одно тело во Христе, а каждый в отдельности мы – члены друг друга, 6 имея же дарования, по данной нам благодати, различные: если пророчество – то в согласии с верой; 7 если служение – то в служении; если кто учитель – то в учении; 8 если кто увещатель – то в увещании. Кто раздает – в простоте; кто начальствует – с усердием; кто милует – с веселостью. 9 Любовь нелицемерна: отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру; 10 в братолюбии будьте друг с другом как родные; каждый считай другого более достойным чести; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 в надежде радуйтесь; в скорби будьте терпеливы; в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; о странноприимстве заботьтесь. 14 Благословляйте гонителей ваших: благословляйте, а не проклинайте. 15 Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими. 16 Будьте между собой в единомыслии, не высокомудрствуя, но за смиренными следуйте. Не будьте разумными в собственных глазах. 17 Никому не воздавайте злом за зло; заботьтесь о добром перед всеми людьми. 18 Если возможно, поскольку зависит от вас, будьте в мире со всеми людьми. 19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию; ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. 20 Но если голоден враг твой, накорми его; если жаждет, напой его; ибо, делая это, ты соберешь горящие уголья на голову его. 21 Не будь побеждаем злом, но побеждай зло добром. Глава 131 Всякая душа да подчиняется высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом. 2 Поэтому противящийся власти восстал против Божьего установления; а восставшие навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальники страшны не для доброго дела, но для злого. Хочешь не бояться власти? Делай доброе и будешь иметь похвалу от неё: 4 ибо она – Божий слуга, тебе на благо. Если же делаешь злое, бойся; ибо она не напрасно носит меч, ибо она Божий слуга, отмститель, карающий гневом делающего злое. 5 Потому нужно подчиняться не только ради гнева, но и ради совести. 6 Поэтому вы и налоги платите: ибо они – служители Божий, постоянно у этого дела стоящие. 7 Отдавайте всем должное: кому налог – налог; кому пошлину – пошлину; кому страх – страх; кому честь – честь. 8 Ни у кого ни в чём не оставайтесь в долгу, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил Закон. 9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убей, не укради, не пожелай, и если есть какая другая заповедь, – заключаются в одном этом слове, а именно: возлюби ближнего твоего, как самого себя. 10 Любовь не делает ближнему зла. Итак, любовь есть исполнение Закона. 11 При этом вы знаете время, что уже час пробудиться вам от сна: ибо теперь ближе к нам спасение, чем когда мы уверовали. 12 Ночь на исходе, День близок. Итак отложим дела тьмы и облечёмся в доспехи света. 13 Как днем, будем вести себя благообразно: ни объядения и пьянства, ни сладострастия и распутства, ни ссор и ревности; 14 но облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти. Глава 141 Немощного о вере принимайте и не спорьте о мнениях. 2 Один верит и ест всё, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест; ибо Бог принял его. 4 Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим господином он стоит или падает. И будет восставлен, ибо силен Господь восставить его. 5 Ибо один различает день от дня; а другой судит одинаково о каждом дне. Каждый в собственном убеждении да будет твёрд. 6 Кто считается с днем, для Господа считается, и кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 7 Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя. 8 Ибо, живём ли – для Господа живём, умираем ли – для Господа умираем. И потому, живём ли или умираем – мы Господни. 9 Ибо для того Христос умер и ожил, чтобы стать Ему Господом и над мёртвыми и над живыми. 10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что уничижаешь брата твоего? Ибо все мы предстанем на суд Божий. 11 Ибо написано: Живу Я, говорит Господь: предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык исповедает Бога. 12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. 13 Не станем же больше судить друг друга; но лучше судите о том, как бы не ставить на пути брата преткновения или соблазна. 14 Я знаю и убеждён в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого, разве как для того, кто считает что-либо нечистым: для того оно нечисто. 15 Ибо если за пищу брат твой огорчается, ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоей пищей того, за кого Христос умер. 16 Итак да не хулится ваше доброе. 17 Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость в Духе Святом. 18 Ибо кто так служит Христу, тот угоден Богу и уважаем людьми. 19 Итак будем стремиться к тому, что служит к миру и ко взаимному назиданию. 20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Всё чисто, но плохо человеку, который ест с преткновением. 21 Хорошо не есть мяса и не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается. 22 Веру, которую ты имеешь, имей для себя, пред Богом. Блажен тот, кто не осуждает себя за то решение, которое принимает. 23 А сомневающийся, если ест, осуждён, потому что не по вере, а всё, что не по вере, – грех. Глава 151 Мы, сильные, должны носить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас да угождает ближнему во благо к назиданию. 3 Ибо и Христос не Себе угодил, но, как написано: поношения поносящих Тебя пали на Меня. 4 Ибо всё, что было написано прежде, было написано для нашего поучения, чтобы мы, в терпении и утешении из Писаний, держались надежды. 5 А Бог терпения и утешения да подаст вам быть в единомыслии между собою по Христу Иисусу, 6 дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас, во славу Божию. 8 Ибо я говорю, что Христос, ради истины Божией, стал служителем обрезанных, чтобы исполнить обещания, данные отцам, 9 и чтобы язычники за милость прославили Бога, как написано: Поэтому буду исповедовать Тебя между язычниками и имени Твоему буду петь. 10 И снова говорит: Возвеселитесь, язычники, с народом Его. 11 И снова: Хвалите Господа, все язычники, и да восхвалят Его все народы. 12 И снова Исаия говорит: Будет корень Иессеев, и Восстающий, чтобы начальствовать над язычниками; на Него язычники будут надеяться. 13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, чтобы силою Духа Святого изобиловать вам надеждою. 14 Но я и сам, братья мои, убеждён относительно вас, что вы и сами полны благожелательности, исполнены всякого познания и можете и друг друга вразумлять. 15 А пишу я вам с большею, в некоторых случаях, смелостью, как бы напоминая вам, по благодати, данной мне от Бога, 16 быть мне служителем Христа Иисуса у язычников, совершающим священнодействие Евангелия Божия, дабы приношение язычников было благоугодно Богу, как освящённое Духом Святым. 17 Итак я имею похвалу во Христе Иисусе пред Богом; 18 ибо я не посмею говорить о чём-либо, чего не совершил Христос через меня для покорения язычников словом и делом, 19 силою знамений и чудес, силою Духа Святого, так что от Иерусалима и окрестностей до Иллирика я полностью проповедал Евангелие Христово, 20 стараясь при этом благовествовать не там, где уже было названо имя Христово, чтобы не строить на чужом основании, 21 но, как написано: Те, кому не было возвещено о Нем, увидят, и те, кто не услышали, уразумеют. 22 Потому и встречал я много препятствий, мешавших мне придти к вам. 23 Но теперь, не имея больше дела в этих странах, а с давних лет имея сильное желание придти к вам, 24 когда я буду направляться в Испанию... ибо я надеюсь, что проездом я увижу вас, и что вы меня проводите туда, после того как я, в какой-то мере, сперва насыщусь вами, – 25 теперь же я иду в Иерусалим, служа святым. 26 Ибо угодно было Македонии и Ахаии сделать некий сбор в пользу бедных из среды Иерусалимских святых. 27 Угодно было, да и должники они перед ними; ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и в житейском послужить им. 28 Итак, выполнив это и вручив им собранное, я отправлюсь через ваши места в Испанию. 29 Знаю же, что когда приду к вам, приду в полноте благословения Христова. 30 Но прошу вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу, 31 чтобы быть мне избавленным от непокорных в Иудее, и чтобы Иерусалимское служение мое было хорошо принято святыми, 32 чтобы придя к вам в радости, по воле Божией, успокоиться с вами. 33 Бог же мира со всеми вами, аминь. Глава 161 А я представляю вам Фиву, сестру нашу – она же и диаконисса церкви Кенхрейской, – 2 чтобы вы приняли её в Господе, как прилично святым, и помогли ей во всяком деле, в каком бы она в вас ни нуждалась: ибо и она помощницей была для многих и для меня самого. 3 Приветствуйте Приску и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, 4 которые за жизнь мою подвергли себя смертельной опасности; их не я один благодарю, но и все церкви из язычников. 5 Приветствуйте и церковь, собирающуюся в их доме. Приветствуйте Епенета, возлюбленного моего, который есть начаток Асии для Христа. 6 Приветствуйте Марию, которая много потрудилась для вас. 7 Приветствуйте Андроника и Юнию, родственников моих и узников вместе со мной. Они известны между апостолами; они и прежде меня обратились ко Христу. 8 Приветствуйте Амплиата, возлюбленного моего в Господе. 9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного моего. 10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте домашних Аристовула. 11 Приветствуйте Иродиона, родственника моего. Приветствуйте домашних Наркисса, которые в Господе. 12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся в Господе. Приветствуйте Перейду возлюбленную, которая много потрудилась в Господе. 13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и мать его и мою. 14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ермия, Патрова, Ерма и братьев, которые с ними. 15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана и всех с ними святых. 16 Приветствуйте друг друга поцелуем святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. 17 Призываю же вас, братья, следить за производящими разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. 18 Ибо таковые Господу нашему Христу не служат, но своему чреву, и речами сладкими и складными обольщают сердца простодушных. 19 Ибо ваше послушание стало известным всем. Поэтому я радуюсь о вас, но хочу, чтобы вы были мудры на добро и бесхитростны на зло. 20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса с вами. 21 Приветствует вас Тимофей, сотрудник мой, и Лукий и Иасон и Сосипатр, родственники мои. 22 Приветствую вас в Господе я, Тертий, писавший это послание. 23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казначей, и Кварт брат. Стих 24 отсутствует во всех древнейших рукописях Римл. За стихом 23 следует славословие стихов 25-27. 25 Могущему же утвердить вас по Евангелию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 26 но которая была явлена теперь, и чрез писания пророческие по повелению вечного Бога была объявлена всем народам к послушанию веры, 27 единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки веков, аминь.
|
Мысли свт. Феофана Затворника
Календарь церковных праздников и постов
Пища без мяса. Постный день. Строгий пост