КОМУ МОЛИТЬСЯ В БЕДАХ И СКОРБЯХ
Прежде всего Спасителю, Пресвятой Богородице, своему Ангелу-Хранителю, а также святым угодникам.
Объединённые каноны Иисусу Сладчайшему, Божьей Матери и Ангелу Хранителю. Аудио
О молитве. Святой Иоанн Златоуст:
" Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний… Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, - более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как поверено тебе, проси Царствия Божия."
Святой Иоанн Златоуст.
Рождество Христово Молитвы Божьей Матери Жития Святых
МОЛИТЬСЯ ПРИ БОЛЕЗНЯХ:
при болезни головы — святому Иоанну Предтече
при болезни глаз — мученику Лонгину Сотнику, Святому Никите, епископу Новгородскому, Симеону Верхотурскому, казанским святителям и чудотворцам Гурию и Варсонофию, апостолу и евангелисту Луке, святому мученику Лаврентию Архидиакону, святому великомученику Мине Египтянину, святителю Алексию митрополиту Московскому, святому великомученику Дмитрию Солунскому
при зубной боли — священномученику Антипе
при болезнях желудка и грыже — великомученику Артемию, преподобному Федору Студиту
при увечье и боли рук — преподобному Иоанну Дамаскину
при боли ног — Симеону Верхотурскому
при лихорадке — преподобным Мирону и Василию Новому, святой мученице Фотинии Самаряныне, святому праведнику Артемию Веркольскому
при горячке — апостолу Петру
при грудной болезни — святому Димитрию Ростовскому
при болезнях младенцев — святителю Иулиану, праведному Симеону Богоприимцу, священномученику Уару
при избавлении младенцев от родимца — святому великомученику Никите
об исцелении младенцев — святой великомученице Параскеве
об исцелении младенцев от оспы — святому великомученику Конону
при женском кровотечении — преподобному Ипатию
при расслаблении тела с бессонницей, потерей аппетита и при лишении каких-либо членов — преподобному Александру Свирскому
при проказе — святой мученице Агриппине
при болезни горла — святому священномученику Власию
при трудных родах — святой великомученице Екатерине, преподобной Мелании Римлянке, святым праведникам Захарию и Елизавете
от разрешения неплодства и бесчадия — преподобному Роману Чудотворцу, преподобному Ипатию, преподобному Евфимию Великому, святым преподобным Захарию и Елизавете, мученику младенцу Иоанну Киевопечерскому
от паралича — преподобному Иакову Железноборовскому, преподобной Евдокии
от бессонницы — преподобному Маруфу, епископу Месопотамскому, семи отрокам Ефесским
от запоя — святому мученику Вонифатию, преподобному Моисею Мурину
от всех недугов — святому великомученику Пантелеимону
от лишения ума — святому Андрею Юродивому
об исцелении от немоты — преподобному Иоанну Рыльскому
при падучей — святому мученику Виту
при разных болезнях — Спиридону, епископу Тримифунтскому, преподобному Пимену Многоболезненному Печерскому, преподобному Сампсону Странноприимцу, мученику Диомиду, целителям Косме и Дамиану, Киру и Иоанну, Фотию и Аниките
при скорби — мученику Трифону
об исцелении — святому архангелу Рафаилу
об укреплении в терпении болезней и несчастьях — праведному Иову
МОЛИТЬСЯ ПРИ СЕМЕЙНЫХ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯХ:
о счастье брака — своему Ангелу-Хранителю, святым мученикам Хрисанфу и Дарии, святому апостолу Симону (Зилоту)
о благословении и покровительстве благочестивых семейств — святому архангелу Варахиилу
о благополучии второго брака — преподобной игумении Афанасии
о желании иметь дитя мужского пола — преподобному Александру Свирскому
о недостатке материнского молока для младенцев — преподобному Ипатию
о слабом учении детей — святым трем отрокам Анании, Азарии и Мисаилу, святому мученику Неофиту, преподобному Сергию Радонежскому, святителю Феодосию, епископу Черниговскому
в заботе выдать замуж дочерей — святому Николаю Чудотворцу, Филарету Милостивому
в заботе о должности или одном каком занятии для сыновей и вообще в возрастном состоянии детей — святителю Митрофану Воронежскому
в печали родительского сердца о сыне или дочери (где они и живы ли) — преподобному Ксенофонту и Марии
о благополучном возвращении из далекой поездки мужа — Сорока Мученикам
когда муж ненавидит и гонит свою жену — мученикам Гурию, Самону и Авиву
в тоске по родине — преподобному Иоанну Кущнику.
МОЛИТЬСЯ В ЖИТЕЙСКИХ НУЖДАХ:
при входе в новый дом — праведнику Иосифу Прекрасному (Целомудренному), Ангелу-Хранителю
при открытии работ в мастерской, фабрике и др. — апостолу Павлу, святителю Василию Великому
в торговле — великомученику Иоанну Новому Сочавскому
в питейных домах — преподобному Василию Новому
при сеянии и жатве — апостолу Филиппу
об успехе в рыболовстве — апостолам Петру, Иакову, Иоанну
от пожара — Божией Матери, в честь иконы ее, называющейся "Неопалимая 'Купина", епископу Новгородскому Никите, преподобному Спиридону Просфорнику Печерскому
в бездождии или засухе — пророку Илие
против порчи плодов и во время голода — священномученику Харалампию
от гусениц — священномученику Трифону
чтобы отыскать украденное — мученику Иоанну-воину, святому великомученику Федору Тирону
МОЛИТЬСЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ НА СКОТ, О БЛАГОСОСТОЯНИИ:
если скот домашний — священномученику Модесту Иерусалимскому
если скот рогатый — священномученику Власию
если одни кони — мученикам Флору и Лавру
о покровительстве пастухам и стадам от хищников — святому великомученику Георгию и преподобному Иулиану
о прогнании лукавых духов от людей и скота — преподобному Нифонту и святому Маруфу.
МОЛИТЬСЯ ОТ ОПАСНОСТЕЙ ДЛЯ ЖИЗНИ:
об избавлении от смерти на воде, от разных бед и печалей — святителю Николаю Чудотворцу
от мороза — блаженному Андрею Юродивому и блаженному Прокопию Юродивому Устюжскому
если затерялась дорога или напали грабители — святителю Николаю, святому праведнику Иосифу Обручнику
если кто подавился костью или чем-либо — священномученику Василию
от скоропостижной смерти — священномученику Харалампию, священномученику Садоку Персидскому, святой великомученице Варваре, преподобному Онуфрию Великому
чтобы не умереть без исповеди и святого причастия от тяжких болезней и внезапной смерти — великомученице Варвар
чтобы больной, которому нет надежды выздороветь и который мучается сам и в тягость другим, скорее скончался — преподобному Афанасию Афонскому
против вреда со стороны колдунов — священномученику Кивриану и мученице Иустине
в тюремном заключении за вину и без вины — великомученице Анастасии Узорешительнице
на грани смерти во время войны — первомученице Фекле, святому Никите Новгородскому
в плену у врагов — святому праведному Симеону Богоприимцу, преподобному Петру Афонскому.
МОЛИТЬСЯ ОТ ДУШЕВНЫХ НЕДУГОВ ИЛИ ОТ ПОГИБЕЛИ ДУШИ:
когда неверие беспокоит душу — апостолу Фоме, преподобному Павлу Препростому
в унынии — святителю Тихону Задонскому
в отчаянии — святителю Иоанну Златоусту, преподобному Афанасию Афонскому
в страсти гнева — преподобному Ефрему Сирину
против гордости — преподобному Сергию, преподобному Алексию — человеку Божию
против сребролюбия — преподобному Федору
в страсти пьянства и запоя — мученику Вонифатию, преподобному Моисею Мурину
в опасении постороннего насилия над своей девственностью или супружеским целомудрием — преподобным Моисею Угрину, Иоанну Многострадальному, мученикам Александру и Антонине, мученицам Виринее, Проскудии и Домнине Едесским, мученице Фомаиде Египетской
в борьбе с плотской страстью — преподобному Мартиниану, преподобному Виталию, святителю Евфимию Новгородскому, преподобной Марии Египетской, преподобному Иоанну Многострадальному, преподобной Сарре Египетской
в блудном сновидении и в самом осквернении — своему святому Ангелу-Хранителю и святым, которые помогают в плотской борьбе
в бесновании (эта болезнь духа самая трудная для излечения) — святому Тихону Задонскому
об изгнании бесов — святому Иоанну Новгородскому
о прогнании злых духов — преподобному Никите Столпнику; преподобному Нифонту, преподобному Макарию Великому, преподобному Антонию Великому, всем преподобным отцам.
МОЛИТЬСЯ В РАЗНЫХ ЖИТЕЙСКИХ СЛУЧАЯХ:
от пожара — святому праведнику Василию Блаженному
о покровительстве немощных — святому Антонию Великому
о благословлении Божием над домом и об изобилии плодов земных — святому священномученику Власию
о покровительстве воинов — святому великомученику Георгию
о низведении дождя и спасении от голода — святому пророку Илие
от водянки и бесчадия — преподобному Ипатию
о покровительстве чистоты и целомудрия — святым благоверным князьям Борису и Глебу, апостолу Иоанну Богослову
о покровительстве пчел — преподобным Зосиме и Савватию
об укрощении гневливости —преподобному царю Давиду
о защите славы Божией — святому Архистратигу Михаилу
о благовестии тайн Божиих — святому архангелу Гавриилу
о просвещении ума — святому архангелу Уриилу
о покровительстве подвизающихся и монашествующих — святому архангелу Иегудиилу
о возвращении в Церковь отторгшихся от нее по навету дьявольскому — преподобному Симеону Столпнику
о помощи в изучении иконного писания — святому апостолу Иоанну Богослову
о просвещении разума к учению, грамоте — святому пророку Науму, преподобному Сергию Радонежскому
о помощи в духовном пении и чтении — преподобному Роману Сладкопевцу, преподобному Иоанну Дамаскину
при лишении и потере детей — святым Евстафию Плакиде, преподобным Ксенофонту и Марии
о помощи в бедах, напастях, скорби, нужде и др. — святым мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию, Оресту
о помощи при голоде — святителю Спиридону Тримифунтскому, преподобному Евфимию Великому
о даровании плодородия — святому Тихону Амафунтскому, святому священномученику Харалампию
об избавлении от нашествия врагов — преподобному Макарию Калязинскому
о помощи в житейских случаях — святому праведнику Евдокиму Каппадокиянину
о благословении на вступление в брак — святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским
о покровительстве благочестивых семейств — святому архангелу Варахиилу
о благословении в путешествие — святым апостолам Клеопе и Луке
о покаянии — святому Андрею Критскому, преподобной Марии Египетской
о даре покаянных слез — преподобному Ефрему Сирину.
Защитники и покровители нищих и убогих — святой Филарет Милостивый, святой Иоанн Милостивый, преподобный Симеон Столпник, преподобный Зотик Сиропитатель
каратель нарушителей клятв и договоров — святой мученик Полиевкт
освободитель от вечных мук умерших без покаяния — преподобный Паисий Великий.
Издавна повелось, что страдающие от недуга беснования чаще обращаются к Тихону Задонскому, от расслабления (парализации) к Александру Свирскому, от болезней чревных к Серафиму Саровскому. При потере работы и в семейных неурядицах просят помощи у Ксении Блаженной. Святитель Митрофан Воронежский, святой и праведный Иоанн Кронштадский, преподобные Сергий Радонежский и Амвросий Оптинский - все это величайшие целители и ходатаи за нас, к их помощи можно прибегать в любой беде и в любом затруднении.
На Руси самыми чтимыми святыми считают преподобных
Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся под именем “Правила отца Серафима". Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть "Отче наш" (трижды), потом "Богородице Дево, радуйся" (трижды) , и, наконец, единожды Символ веры. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: “Господи, помилуй", и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго", что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго", а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать. При этом св. старец говорил, указывая на опыт св. отeц, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства: первая - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры.
Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило - слуге, подневольному человеку - то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: “Всяк, иже призовет имя Господне, спасется".