Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303, память 6 мая), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 23 ноября в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносна, к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий. Из "Жития Святых"
Почитание святого Георгия в Грузии
Почитание святого Георгия в Грузии началось на заре христианства. Сами грузины считают его небесным покровителем своей страны, поэтому в Грузии он – самый чтимый святой. Неслучайно во многих европейских языках Грузия называется Георгией, то есть страной святого Георгия. И действительно, имя Георгий и сейчас самое распространенное в этой стране.
Согласно древнему преданию, которое с благоговением хранит Грузинская Православная Церковь, святая просветительница Грузии Нина была двоюродной сестрой Георгия Победоносца, и из ее уст народы Грузии узнали о жизни и мученичестве ее великого брата. Именно она установила праздновать день его колесования (23 ноября). День этот по-грузински называется Гиоргобой и является государственным праздником и официальным нерабочим днем. Также торжественно празднуется и 6 мая – день памяти святого. Во всех православных храмах страны в эти дни проходят торжественные праздничные службы.
Первый храм в честь святого Георгия был возведен царем Мирианом в 335 году на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей, посвященных святому Георгию, становится таким распространенным, что сами грузины говорят, что в их стране каждый день года является праздником святого Георгия, связанным либо с какой-либо из церквей, воздвигнутых в его честь, либо с одной из его многочисленных чудотворных икон. Недаром один из распространенных в Грузии тостов звучит так: «За 365 церквей святого Георгия».
Нередко храмы возводились по обету в благодарность за помощь в одолении врагов: в сражениях часто видели среди грузинского войска святого Георгия, поражающего неприятеля (в грузинской церковном календаре есть даже специальные праздники, посвященные этим событиям – это 26 января и 18 сентября). В таких случаях полководцы и цари сами участвовали в стройке, нося камни для храмов святому покровителю Грузии, что было очень тяжелым трудом, особенно если храмы эти строились не в городах и селениях, а на вершинах гор. И церкви эти, и даже их руины издревле пользовались среди народов Грузии особым почитанием. Всадник, даже если он преследовал врага или спешил передать важную весть, останавливал на всем скаку коня перед храмом святого Георгия, чтобы осенить себя крестным знамением и попросить святого о помощи. И помощь эта приходила. Грузинский народ бережно хранит память о многочисленных чудесах, совершенных по молитвам к великомученику Георгию.
Церковь Георгия Ломисского
Эта церковь обязана своим существованием чуду, произошедшему в XIII веке. Тогда Джалал-эд-Дин с большим войском персов и хорезмцев напал на Грузию и увел в плен семь тысяч человек. Пленники взяли с собой мтиульскую святыню – икону святого Георгия Гзованского. По преданию, эта икона вызвала невиданную засуху в стране захватчиков. Султан обратился за помощью к предсказателям. Те объяснили, что причиной бедствия является «икона из Гурджистана».
– Сожгите ее в печи, – тут же приказал султан.
Приказ попытались выполнить, но неповрежденная икона поднялась в воздух и опустилась затем на рога белого быка. Бык до тех пор не тронулся с места, пока султан не приказал освободить всех пленников. Бык с иконой на рогах и толпа освобожденных двинулись к Грузии. Вернувшись на родину, белый бык, ко всеобщему удивлению, не поднялся на Гзованскую гору, а пошел по крутой тропинке на вершину хребта, разделяющего Ксанское и Арагвийское ущелья, и там испустил дух.
На этом месте построили церковь. До сих пор она называется церковью святого Георгия Ломисского, так как быка звали Ломи, что переводится как Лев. Престольный праздник этой церкви совершается в четверг после Пятидесятницы.
Церковь Георгия Шавнабада
Среди множества грузинских церквей, посвященных святому Георгию, эта – одна из самых древних. О ней существует такое предание.
Во время нападения врагов малочисленная грузинская армия ночью молилась у подножья горы, на вершине которой находится эта церковь. Ожидая на следующий день битву, грузинские воины усердно молились святому Георгию о помощи. На рассвете все увидели всадника, который галопом спускался с вершины горы. Зрелище было настолько впечатляющим, что численно превосходящее войско противника побежало. Ободренные грузинские воины победили армию захватчиков, и после победы военачальник наградил черной буркой воина, который в начале боя спустился с вершины горы и после отличился большой храбростью в бою. Когда все поднялись в церковь, чтобы отслужить благодарственный молебен, воин в черной бурке вдруг просиял необыкновенным светом и сделался невидим. Люди узнали в нем святого Георгия, которого накануне всю ночь просили о помощи. После этого чуда гору и церковь назвали Шавнабада, что переводится с грузинского как Черная Бурка.
В церкви Шавнабада совершилось множество чудес. Одно из них связанно с обращением мусульманина.
Однажды двое татар оказались перед этой церковью. Один сказал другому, что если у этого места есть хоть какая-нибудь сила, то пусть туфли, которые сейчас на его ногах, не порвутся в течение двух лет. Как только этот человек пришел домой, у него отнялись ноги, и два года он был прикован к постели. За это время он испробовал разные лекарства, но все было напрасно. В конце концов он подумал: «Пойду в Шавнабада: говорят, там происходят чудеса». Как только его доставили к церкви, он смог ходить. После этого чуда вся его семья приняла христианство и потомки его и сегодня ходят молиться в Шавнабада.