Оглавление |
---|
Серафим Саровский |
Почитание и канонизация |
Святые мощи |
Молитвы прп.Серафиму |
Иконы прп. Серафима |
Видео и литература |
Стихи о прп. Серафиме |
Все страницы |
ПРЕПОДОБНЫЙ И БОГОНОСНЫЙ ОТЕЦ НАШ СЕРАФИМ, САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
СВЯТЫЕ МОЩИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Словом "мощи" в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское "реликвия", что в буквальном переводе на русский язык означает "останки". Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего — все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковно-славянском языке.
История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Но бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана в Троицком соборе Сергиевой Лавры и лобызаем ее.
Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?
Святитель Филарет (Дроздов) учил, что душа, общаясь с Богом, наполняется благодатью и что тело, в котором очищенная душа обитает, само непрестанно очищается воздержанием и подвигами, становится способным принимать и сохранять в себе как бы некие отпечатки и следы внутренних благодатных движений. Поэтому тело «некоторым образом, и даже в земной еще жизни, начинает быть богоносным». «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная мазь, заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем и даже благоухает ею для других. И поелику сила Христова нетленная, то, естественно, она, вселяясь в человеков, „иже Христовы суть" (Гал. 5, 24), и телесам их сообщает нетление; поелику сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно и то, что она чрез них чудодействует». «Сие нетление, сия целебная и живоносная сила, от них (мощей) исходящая, внятнее и убедительнее слова поучает нас благочестию и побуждает подражать вере их (угодников Божиих)».
Преподобный Ефрем Сирин объясняет, что «мертвые святые действуют как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа».
Зачем и для чего принято в Православной Церкви открывать св. мощи? Священномученик Серафим (Чичагов) объясняет, что это совершается:
1. во исполнение воли и указания Божия, ибо чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь избрал останки своих святых посредством для его милостей людям и помощи страждущим;
2. потому что святые мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о святом, возбуждают верующих к подражанию его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни;
3. ввиду того, что святые мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах;
4. потому что святые мощи, как поступление благодатных сил, есть драгоценный дар в помощь людям.
Но следует помнить, что Господь если и посылает нам в обладание святыню, то Он вместе с тем требует от нас, чтобы мы были и достойны ее, чтобы благоговели перед ней, охраняли ее, не забывали и своей жизнью как бы очищали для нее среди нас место. Не кладут драгоценную вещь в мусор — а в чистое место, и ее оберегают. Так и христианские святыни среди нас могут находиться только под условием нашего к ним благоговейного отношения и чистоты жизни.
Батюшка Серафим не раз говорил, что четверо мощей будут со временем в Дивееве: то есть матушки-первоначальницы, батюшки Серафима и двух «великих госпожей Дивеевских» — схимонахини Марфы и монахини Елены Васильевны Мантуровой. И что будут они почивать у четырех столпов церкви Рождества Божией Матери, причем батюшка говорил, что тела великих госпожей Дивеевских будут нетленными. О себе же он говорил неоднократно, что плотию будет лежать в Дивееве.
Как и все предсказания преподобного Серафима, эти предсказания его исполнились: его святые мощи в 1991 году были положены в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы почивают преподобные матери наши — Александра, Марфа и Елена. В Казанском соборе — блаженные жены Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария и преподобноисповедница Матрона (Власова).
В Серафимо-Дивеевском монастыре у всех мощей установлены дежурства сестер. Каждый день у мощей преподобного Серафима совершается молебен с акафистом. Так же и в дни памяти Дивееевских святых у их мощей служатся молебны с акафистами. Есть традиция каждое богослужение завершать величанием Дивеевских святых, прикладываться к их мощам, возносить им молитвы. Тропари и кондаки Дивеевским святым, чьи мощи почивают в монастыре, обязательно присоединяются к дневным тропарям и кондакам, которые поются по входе на Божественной литургии.
Завещание преподобного Серафима Саровского
Почему сейчас не ведут такую же строгую жизнь, какую вели древние подвижники благочестия? Потому, что не имеем к этому решимости. Прижизненный портрет старца Серафима Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо по слову Божию "Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки"(Евр. 13,8). Будем по зернышку учиться, а там, матушка, всему научимся и спасёмся... А кто имя мое будет поминать, не оставлю и я в молитвах моих.
Изречения преподобного Серафима Саровского чудотворца
- Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.
- Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
- Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.
- Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.
- Рай и ад начинаются на земле.
- Суди себя сам, и Господь не осудит.
- Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.
- Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.
- И хлебом обожраться можно.
- Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.
- Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.
- На хлеб и воду еще никто не жаловался.
- Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.
- Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.
- Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
- Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
- Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.
- Смирение может весь мир покорить.
- Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.
- От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.
- У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.
- Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.
- Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!